Одно из самых распространенных онкологических заболеваний – рак легкого, или, как его еще называют, рак курильщика. Пагубное пристрастие к сигаретам медленно убивает во всем мире одного за другим более миллиона людей в год, однако страдают и некурящие. Как сейчас обстоят дела с профилактикой, диагностикой и лечением рака легкого в Свердловской области, рассказал заведующий торакальным отделением Свердловского областного онкологического диспансера, врач-онколог, торакальный хирург высшей квалификационной категории Максим Руденко.
Если бы не курил…
— Максим Сергеевич, чем примечателен среди онкопатологий рак легкого?
— Рак легкого занимает первое место среди онкологических болезней по уровню смертности мужчин, поскольку главной причиной (порядка 80–85% случаев) является табакокурение именно у мужчин. По сути, рак легкого – собирательное понятие, подразумевающее одну из нескольких разновидностей: плоскоклеточный рак, аденокарценому, нейроэндокринную опухоль и так далее. Более того, каждая опухоль уникальна, поскольку это генная мутация клеток. А значит, прогнозировать успех лечения сложно – он определяется уже в процессе лечения.
— Насколько сегодня распространена эта проблема в Свердловской области?
— В нашем регионе заболеваемость не выше, чем в среднем по стране, – есть регионы и с более высокими показателями. Тем не менее количество выявленных случаев растет: в России ежегодно регистрируется порядка 60 тысяч заболевших, в мире – примерно 1,5 миллиона. Однако это отчасти связано с улучшением качества диагностики и увеличением продолжительности жизни. Раньше пациенты, потенциально находившиеся в группе риска по раку легкого, нередко умирали от других серьезных заболеваний, к примеру, сердечно-сосудистых – они и сейчас сохраняют лидерство по уровню смертности. Теперь же уровень медицины позволяет спасти больше жизней, и те, кого не убил в свое время инфаркт, доживают до того возраста, когда о себе дает знать онкология. Ибо чаще всего раком легкого болеют все-таки курящие мужчины в возрасте.
Даже бывает, что сначала диагностируют и успешно пролечивают рак другой локализации, а потом эта болезнь развивается в легких. Вылечить ее крайне сложно, поскольку этот злокачественный процесс более агрессивный, чем другие онкопатологии. Даже самый распространённый у женщин рак, рак молочной железы, победить проще. Если сравнивать с другими онкопатологиями, в течение года от рака легкого умирает столько же пациентов, сколько от рака простаты, опухолей молочной и поджелудочной железы, ободочной кишки вместе взятых.
Надежда есть
— Какие методы лечения применяются для пациентов с раком легкого?
— Большую роль играет стадия, на которой удается обнаружить патологию. На первой стадии можно выполнить небольшую операцию и полностью решить проблему. На последующих стадиях подключаются медикаментозные методы лечения, и это не только химиотерапия, но также таргетная и иммунная терапия. Благодаря современным препаратам на третьей стадии проводится меньше операций. Побороться можно и на последней, четвертой стадии, однако там процесс сильно осложняется наличием метастаз в других органах, чаще всего в головном мозге, костных тканях, втором легком, надпочечниках. Тем не менее лекарственная терапия позволяет многим пациентам прожить с последней стадией рака легкого больше пяти лет.
В целом мы видим перспективы к улучшению ситуации – медицина не стоит на месте. Но от людей эта динамика зависит даже больше, чем от врачей, ведь главная мера профилактики одна – бросить либо не начинать курить.
— Если человек сам не курит, какой у него риск заболеть раком лёгкого, а главное, как этого избежать?
— Среди тех разновидностей рака, которые не связаны с активным или пассивным курением, часть развивается при воздействии негативных внешних факторов – воздуха, загрязненного выхлопными газами, частицами тяжелых металлов, радона, а также алкоголя либо по неустановленным причинам. Конечно, эти факторы сказываются и на курильщиках, но именно сигареты – это их главный враг. Если человек выкуривает одну пачку сигарет в день в течение года, то через тридцать лет он наверняка станет нашим пациентом. Возможно, и быстрее, если есть отягчающие факторы – плохая экология и наследственность.
Избежать негативного воздействия окружающей среды довольно сложно, особенно жителям крупных городов с развитой промышленностью. Остается избегать воздействия табачного дыма – это то, что мы в силах контролировать, а также регулярно проходить диспансеризацию, потому что нередко именно на ежегодном флюорографическом обследовании или компьютерной томографии по другим показаниям обнаруживается рак, в том числе на ранней стадии.
— Как борьбе с раком легкого способствуют запрет на курение в общественных местах и на продажу табачной продукции и электронных сигарет лицам до 18 лет?
— В определенной степени эти решения положительно скажутся на уровне заболеваемости, поскольку теперь гражданам не приходится дышать табачным дымом, когда, к примеру, они едут в поезде или посещают кафе. Мы видим, что часть курильщиков заменяет сигареты электронными устройствами для нагревания табака или испарителями. В этом случае они, как говорится, одно место лечат, другое калечат. Вдыхание паров глицерина и пропиленгликоля, которые обычно входят с состав жидкостей для вейпов, небезопасно: при соединении этих веществ вырабатываются канцерогены – формальдегид и акролеин. Каковы будут последствия длительного использования электронных сигарет (а они, к сожалению, будут), нам еще предстоит выяснить. На мой взгляд, чем жестче будут принимаемые меры против курения, тем лучше. И, кстати, поддержка среди населения культуры ЗОЖ также приносит свои плоды: люди стали больше заниматься спортом, следить за питанием, менять привычки. Это внушает надежду на то, что заболеваемость раком легкого будет снижаться.
Ксения Огородникова.
Фото спикера: ГАУЗ СО «СООД»
Остальные фото: ГАУЗ СО ЦОЗМП